Думы о географическом факультете

28 марта 2016

Две даты побудили меня к этой публикации. Во-первых, 2016-й год – это год 30-летия географического факультета. Во-вторых, 29 марта состоятся выборы декана географического факультета.

30 лет назад я пришел в качестве лаборанта на кафедру природопользования. В этот момент шел набор самых первых студентов на наш факультет. В сентябре я в качестве руководителя поехал с ними в колхоз «на битву за урожай». Светлана Коноплева, Алексей Парамзин, Владимир Козлов, Михаил Хаустов, Инна Портяная, Ирина Филиппова, Валентин Чубаев и другие (извините, что всех не назвал) – наши первенцы, которым Виктор Семенович Ревякин, организатор факультета, был несказанно рад. Настолько рад, что сотрудники кафедры принимались в последнюю очередь по каким-либо вопросам, пока он не решит вопросы со студентами. Мы терпеливо ждали. Лозунг  В.С. Ревякина тогда звучал так: «Главный в университете – студент!». Мне радость эта была понятна, поскольку ранее, когда я  бывал у него дома в гостях, он мне рассказывал о планах создания факультета и о том, кого он собирался пригласить на работу. И вот свершилось!

За тридцать лет много воды утекло. У факультета случались взлеты и падения. Поредела «томская генерация» преподавателей, которая долгое время на факультете составляла большинство. И сегодня уже бывшие выпускники факультета представляют большую часть преподавателей. За это время в стране многие географические факультеты не удержались и обросли какими-то дополнительными названиями. Но наш стоит. Видимо, опыт географов томского университета, где географов когда-то объединили с геологами, что отодвинуло коллег на второй план, пошел нам впрок.

Многое достигнуто факультетом. Однако я начал писать данную заметку не для того, чтобы сделать ее елейной. Факультет имеет ряд проблем, которые ждут скорейшего решения, если мы его хотим сохранить. Наиглавнейшей из таких проблем на сегодня является недостаточная обеспеченность кадрами высшей квалификации. В настоящее время на факультете работает один штатный доктор наук! Мне, кажется, иногда, что это не про нас. Ведь еще 10 лет назад на факультете работал совет по защитам докторских диссертаций и было 7 штатных докторов наук.  Мы являлись региональной географической столицей, куда защищать диссертации приезжали от Урала до Тихого океана. Все флаги были в гости к нам! Но в 2015 году дело дошло до того, что добрая половина руководителей наших магистерских программ была с других факультетов.

Отсутствие докторов наук резко ограничивает возможности факультета в конкурсах на финансирование больших научных проектов. Следует признать, что при нынешнем состоянии дел Российский научный фонд нам не по плечу. Чтобы исправить ситуацию, надо принимать антикризисный план, который должен подразумевать как приглашение докторов со стороны, так и активизацию защит докторских диссертаций сотрудниками факультета. В последнем случае надо включить механизмы планирования, поддержки и контроля работы над диссертациями. Поддержка может выражаться в снижении аудиторной нагрузки у преподавателей, работающих над докторскими диссертациями, создании материальных условий (закупка оборудования и других инструментов выполнения исследований, обеспечение информационными источниками и многое другое).

Уровень научных исследований можно охарактеризовать как недостаточный. 4–5 инициативных научных проектов в год, финансируемых грантами РФФИ – это максимальный результат факультета. При этом абсолютно нет хоздоговорных работ, что свидетельствует о том, что факультет не ведет работы с реальным сектором экономики и органами власти. Отсутствие финансирования научных исследований влечет за собой слабую публикационную активность преподавателей в ведущих журналах, крайне низкую эффективность аспирантуры, недостаточную вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу, быстрое устаревание материально-технической базы. Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо:

  1. Привлечь ведущих ученых к участию в заявках на гранты. Это вполне возможно, поскольку Алтай является объектом исследования многих ученых страны, которые заинтересованы в сотрудничестве с нами.
  2. Объединить сотрудников факультета в научные коллективы. Это позволит консолидировать интеллектуальные ресурсы факультета. К сожалению, сегодня преобладает индивидуальная исследовательская работа, а это исключает возможность получения крупных проектов.
  3. Получить лицензии на право осуществлять те или иные виды деятельности (инженерно-геологические изыскания, геодезические и картографические работы и т.д.). В настоящее время мы не обладаем правом на выполнение проектных работ. Поэтому данный рынок от нас закрыт. Недавний печальный опыт потери заказа от Газпрома на изыскания по газопроводу «Алтай» тому свидетельство.
  4. Сформировать международные научные коллективы с участием преподавателей факультета. Мы имеем связи со многими  европейскими университетами. Необходимо конвертировать эти связи в результаты (публикации в высокорейтинговых журналах, гранты).

Важнейшей задачей мне видится усиление междисциплинарности в научной (и учебной) работе факультета, что требует активного взаимодействия с другими факультетами университета. Именно междисциплинарные коллаборации позволяют сегодня решать сложные задачи и получать научный результат мирового уровня. Крупные научные проекты могут быть реализованы нами совместно с биологами, химиками, физиками, математиками, социологами, экономистами, историками и другими специалистами нашего университета. Например, с физиками мы могли бы организовать совместные исследования по дистанционному зондированию Земли и интерпретации его результатов для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства, охраны природы, Министерства чрезвычайных ситуаций. С биологами – совместное изучение эко- и геосистем, с историками – историко-географические и геоархеологические исследования, а также исследования в области страноведения, с экономистами возможно сотрудничество в области стратегического и территориального планирования, туризма, землеустройства и кадастров, с социологами – общественно-географические исследования и т.д. У нас уже имелся опыт сотрудничества со всеми названными факультетами. Задача состоит в том, чтобы из этого сотрудничества выросли научные коллективы, которые работали бы по определенным темам и совместно участвовали в конкурсах на получение финансирования научных проектов.

Необходимо реанимировать старые связи с академическими институтами, формализовать эти отношения в виде совместных лабораторий. Это позволит нам подключиться к «большой науке», повысить научную квалификацию преподавателей и их публикационную активность, а также цитируемость данных публикаций, привлечь финансирование научных исследований и обновить материально-техническую базу для научных изысканий.

Учебная деятельность факультета также находится в зоне риска. Необходимо провести переподготовку или принять специалистов для ведения многих дисциплин, так как квалификация часто не соответствует требованием новых образовательных стандартов. Необходимо повысить конкурентоспособность наших выпускников не только на региональном, но и на национальном и международном рынке труда. Для этого следует подключить работодателей к формированию учебных планов направлений, критическому анализу содержания преподаваемых дисциплин, преподаванию, открыть филиалы кафедр на производстве.

Трудной, но выполнимой задачей является сохранение рабочих мест, кадров в условиях реформирования образования и сокращения ставок. Во-первых, необходимо проводить работу по расширению магистратуры. Уже сегодня можно готовить к лицензированию программы по направлениям «Землеустройство и кадастры» и «Ландшафтная архитектура». Во-вторых, необходимо активизировать работу по дополнительному профессиональному образованию и среднему профессиональному образованию. Рынок дополнительного образования будет расширяться, и надо успеть занять на нем место. СПО нам позволит создать рабочие места и базу абитуриентов, поступающих на программы бакалавриата. Следует активно сотрудничать в этом отношении с филиалами университета. Необходимо разработать совместно с ними такие программы, чтобы выпускники СПО могли в дальнейшем учиться в бакалавриате по сокращенной программе.

По ставкам профессорско-преподавательского состава географический факультет занимает 4 место среди факультетов университета. Однако в рейтинге по итогам 2015 года у него лишь 10 место. Это свидетельствует о том, что производительность труда наших преподавателей ниже, чем на многих других факультетах. Повышение производительности (результативности) при этом следует осуществлять не через увеличение интенсивности труда, поскольку преподаватели уже значительно перегружены. Основным вектором новой организации образовательного процесса станет повышение роли самостоятельной работы студентов, обуславливающей дальнейшее уменьшение традиционной аудиторной нагрузки студента за счет увеличения исследовательской и проектной деятельности, эффективного использования информационных и коммуникационных технологий. Одновременно это может предотвратить рост аудиторной нагрузки на преподавателей. Кроме того, для предотвращения роста аудиторной нагрузки предполагается распределение ставок между кафедрами по контингенту студентов, а не по часам, увеличение числа поточных лекций, внедрение прикладного бакалавриата и т.д.

Эти и другие инструменты помогут вывести факультет из кризисного состояния и достичь поставленной цели, которую я бы сформулировал так: формирование на базе географического факультета ведущего в Сибири научного, исследовательского, образовательного, методического и консалтингового центра в области географии, экологии и природопользования, сервиса и туризма, землеустройства и кадастров, ландшафтной архитектуры. В этом случае нам не будет стыдно за факультет, который оставили нам в наследство наши учителя. Мы не можем вести себя как рантье, проедая оставленный нам капитал. Наша задача – его рост.

С уважением ко всем тем, кому удалось прочитать заметку до конца, Н.И. Быков

Н.И. Быков, заведующий кафедрой экономической географии и картографии
поделиться

Кафедра экономической географии и картографии

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30