"Региональные проблемы и рациональные предложения учителей географии"

3 декабря 2011

На Всероссийском съезде учителей географии, который проходил в конце октября 2011 года, центральное место заняли острые вопросы школьной географии. Главные из них – сокращение количества часов преподавания, низкий процент сдающих ЕГЭ, плохое качество учебников и отсутствие полевых занятий. С высокой трибуны, на секциях и в беседе с сотрудниками редакции Русского географического общества звучали не только жалобы, но и конкретные предложения.

В данном мероприятии приняли участие и сотрудники географического факультета - Харламова Наталья Федоровна и Горбатова Ольга Николаевна.

Некоторые выдержки участников съезда (по данным www.rgo.ru): 

Жильцова Наталья Александровна, победитель конкурса лучших учителей национального проекта «Образование», учитель географии Брянского городского лицея № 1 имени А.С. Пушкина:
- Мы сталкиваемся с теми же сложностями, что и все учителя в российских школах. Что наиболее беспокоит – как найти баланс между тем, что требует программа, тем, что хотят видеть родители, и тем, что хотят делать дети? Для нас это большая проблема, потому что, с одной стороны, мы хотим увлечь географией, с другой – по окончании 9 класса ученик должен сдать ГИА, и сдать хорошо, признаём мы её или нет. Кроме того, мне кажется очень важным, чтобы дети на выходе из 11 класса имели возможность и хотели сдавать экзамен, чтобы оценить, зачем они столько времени изучали этот предмет в школе.

Магомедов Умардибир Шайихбегович, учитель географии Сивухской сельской школы Хасавюртского района Республики Дагестан, ведущий специалист РУО Хасавюртовского района:
- Основная проблема - нехватка оборудования, новой техники, даже вполне примитивной на сегодняшний день, такой как интерактивная доска. Уроки ведутся с помощью тех же средств, которые использовались в советское время – бумажных карт, атласов, учебников. А ведь можно было бы устроить метеоплощадку и вести на ней наблюдения за погодой, учить детей ориентироваться с помощью GPS-приёмников и многое другое. Компьютеры и Интернет в кабинете географии отсутствуют, поэтому иногда приходится проводить уроки в кабинете информатики. К сожалению, такая возможность выпадает нечасто.

Ермакова Татьяна Юрьевна, учитель географии МОУ СОШ № 33 города Энгельса Саратовской области, учитель высшей категории географии и экономики, заслуженный учитель России, учитель ЮНЕСКО:
- Проблемы у всех одинаковые. Несовершенство в законодательстве, несовершенство оплаты труда учителя, необорудованность классов. У меня в кабинете нет ничего. Я беру из дома ноутбук и каждое утро шагаю с ним в школу. И это при том, что у нас центральная школа. Хотелось бы, чтобы правительство нас услышало и поддержало, нужно через высокую трибуну обратить внимание на школьные проблемы. Ведь нас не слышат. Если нам дадут возможность развиваться, проблемы сами собой станут отпадать. То же волонтёрское движение, в котором я со своими учениками активно участвую, на то и нацелено – привлечь внимание.Что касается учебно-методической литературы – дайте нам хорошие карты. Кое-где сохранились карты дореволюционные, по сравнению с ними современные карты – комиксы! Точно так же ЕГЭ – в нём столько некорректных вопросов! А как иначе, если даже на рекламном плакате показывают Россию без Калининградской области, без Курил...

Полевые выезды для ребят очень важны. Они общаются, узнают много нового. Однако ездим мы на собственные деньги, и это, конечно, печально.
На начальную географию в школе даётся один час в неделю. Это смешно. Ведь это же самое начало, что же мы, опять к Фонвизину возвращаемся? Кроме того, мы на уроках и историю, и литературу, и физику, и химию затрагиваем, возможности для творчества огромные. Отменили астрономию – это же безумие. Приходится находить на это время либо на уроке, либо после урока, потому что детям интересно. Они должны расти творческими, разносторонними людьми.
И последнее – очень много документации. К чему нас приучили? Где-нибудь бумажек набрать, а делать уже как-то необязательно. Нас невольно поставили перед выбором – либо ты бумажки заполняешь, либо работаешь с детьми. Мы с ребятами выбрали второе.

Мартышкова Марина Анатольевна, учитель географии, Сахалинская область, лауреат премии «Земля из космоса»:
- Большая часть нашей работы основана на использовании на уроках компьютерных технологий. Мы проводим эксперименты по космическим снимкам, дешифрируем их и создаем карты, сравниваем их со старыми картами. Детям это нравится. Расстраивает только то, что на Сахалине у нас скорость Интернета маленькая, что подчас сильно мешает добиться успехов при выполнении конкурсных заданий.
Иногда возникают сложности с методическими рекомендациями. Выручает сайт Московского института открытого образования, на котором можно найти нужные материалы, но было бы замечательно собрать удачные находки из разных регионов в одном месте и сделать это на национальном уровне. Тогда учителям не пришлось бы никуда ехать и что-то искать.

Третьякова Татьяна Геннадьевна, учитель географии, Омская область, член Русского географического общества:
- Проблемы общие, потому что мы работаем по одинаковым государственным программам и стандартам. Географии сейчас в школьном курсе уделяется очень мало внимания. На все параллели осталось 9 часов – вместо 17-20, которые были в начале моей педагогической деятельности. Практически исчез региональный компонент, дети мало внимания уделяют изучению своей малой родины. Востребованность предмета незаслуженно снижается. Доходит до смешного – на туристические специальности у нас принимают обществознание, а не географию. Туроператоры, которые должны хорошо знать мир, географию не сдают…
А ведь география, находясь на стыке наук, имеет колоссальные возможности для всестороннего развития ребёнка – она связана и с историей, и с литературой, и с музыкой. У нас в области внимания к географии, может быть, чуть побольше, потому что губернатор – давний член Русского географического общества. Он инициировал издание нового, красивого учебника «География Омской области», который 15 лет не переиздавался.
На заседаниях секций учителя называли разные регионы, а проблемы и мысли у всех схожие… настоящее географическое братство! На педагогическом марафоне, который проходит у нас в области, по разным предметам было по 30-40-50 человек, а учителей географии было 147. Мы хотим общаться и решать назревшие проблемы.

Фёдоров Владимир Иванович, декан факультета географии, геоэкологии и туризма Воронежского государственного университета:
- Чтобы повысить авторитет географии, нужно биться за то, чтобы география была в вузовском гуманитарном блоке предметов. Предлагаю в стандарте ввести самостоятельный предмет – география Отечества, либо совмещённый – география и история Отечества.

Перлов Леонид Евгеньевич, учитель географии лицея, методист по географии Юго-Западного округа Москвы:
- Необходимо не просто пересмотреть действующий стандарт аттестации, а разработать новый документ о порядке аттестации учителей вообще и учителей географии в частности. До тех пор пока надлежащий по содержанию документ не будет разработан – заморозить какие-либо действия с зарплатой учителей.
(Новая система аттестации не учитывает педагогический опыт и присуждает учителю квалификацию в зависимости от количества набранных баллов, начисляемых за правильные ответы в тесте, за использование в учебном процессе технических средств. Если учитель не сможет подтвердить свою квалификацию по новым правилам, то его квалификационная категория и заработная плата будут, соответственно, понижены. По некоторым оценкам, таких учителей будет до 80%, – прим. ред.)
Также необходимо сформировать перечень вузовских специальностей, для поступления на которые потребуется сдавать географию в качестве вступительного экзамена, и даже не принципиально, в какой форме. Как следствие, прекратится деградация школьного курса географии – у детей появится мотивация изучать курс географии.

Горбанёв Владимир Афанасьевич, доцент кафедры мировой экономики МГИМО, 15 лет проработавший школьным учителем географии:
- Я подсчитал, сколько часов отводилось на географию раньше, начиная с царской России. Сегодня у нас – наименьшее количество часов географии в школе за последние 100 лет! Современные географические проблемы освещаются в школьной географии очень слабо, поэтому нужно серьёзно и основательно обновить содержание географии.
Надо сделать две вещи:
1) Обновить содержание школьной географии. Она слишком мало говорит о современных проблемах: региональном и страновом неравенстве (особенно различиях и неравенстве регионов России), глобальных изменениях климата, подлёдном озере в Антарктиде и т.д.
2) Как-то использовать для подъёма престижа и веса географии то, что во главе Русского географического общества стоят люди федерального уровня.

Ригина Светлана Николаевна, учитель географии, Вологодская область:
- В нашем регионе недавно прошел первый съезд учителей географии области, и все вопросы, которые поднимались на региональном съезде, я услышала здесь, в Москве.
На нашем съезде было принято решение создать региональную ассоциацию учителей географии. Не во всех регионах есть такие ассоциации, однако имеет смысл их создавать. Хотя подобные ассоциации и являются общественными организациями, но они помогают обратить внимание власти на насущные вопросы.

Парамонова Ольга Александровна, учитель, Башкортостан:
- Нужна игра большого масштаба (наподобие «Медвежонка») для популяризации географии, с вовлечением России и стран СНГ.


Саренко Галина Ивановна, Институт повышения квалификации, Омск:
- Что влияет на качество образования? Количество детей в классе? Стаж педагога? Оказывается, качество образовательной системы в стране не может быть выше качества работающих педагогов, о чём подробно рассказано в недавней статье в «Вопросах образования».
Но учителя можно направлять на курсы один раз в пять лет – так записано во всех нормативных документах. Этого мало – налицо формальное повышение квалификации!
Пора потребовать, чтобы педагогам разрешили повышать свою квалификацию хотя бы раз в два года. В Сингапуре, например, учителя ежегодно повышают квалификацию, прослушивая курс объёмом 100 часов, а у нас курс рассчитан на 75 часов.

Абдуллаева Раиса Абдулкагировна, заместитель директора по научно-методической работе и учитель географии МОУ СОШ № 7 г. Грозного Чеченской Республики, победитель конкурса лучших учителей в рамках национального проекта «Образование»:
- Уровень знаний по географии падает. Одной из причин является то, что география сегодня не входит в число обязательных предметов по ЕГЭ. И с каждым годом остается все меньше детей, сдающих этот предмет.
Конечно, нужно добавлять часы по географии. Только один час отводится на изучение географии в 6 классе. Мы не можем дать полный объём знаний ребятам. При этом ЕГЭ рассчитан на большее количество часов, потому что темы из его программы не исключаются. Приходится что-то компоновать, а что-то давать дополнительно. Более любознательные приходят после уроков, спрашивают.
Относительно учебников у нас есть пожелание – сделать язык более лёгким. Учебник, по которому я веду занятия, соответствует новым стандартам, но язык чересчур сложный, особенно для шестиклассников.
Некоторые проблемы приходится решать с помощью родителей. В этом году на родительском собрании мы объяснили, что в связи с введением новых требований нам нужна помощь. И вот родители решили, что сами купят проекторы. В итоге у нас шесть – семь классов оборудованы силами родителей.
На съезде с высокой трибуны прозвучали практически все проблемы школьной географии, и под каждым выступлением я могу подписаться. Единственное, что хочется ещё добавить – почему так долго не было съезда, почему так поздно, когда уже практически «караул» надо кричать? Ещё хотелось бы, чтобы роль учителя, не только географа, но вообще учителя подняли на более высокий уровень. К примеру, у меня сестра, моя коллега – тоже географ, живёт в Канаде. Она не раз в 6 больше меня получает, как прозвучало на съезде, а раз в 8. Когда в нашей стране будет такое отношение к учителям, будет, естественно, и отдача.

Кухта Константин, учитель географии ГОУ СОШ с углублённым изучением информатики и информационных технологий № 1339, г. Москва:
- Проблема географического образования такая же, как и  любых других предметов. Учат тому, что нужно знать для сдачи ЕГЭ.
Для младших – 6-7 – классов без добротного текста не обойтись. Просто как источника информации, которую ребёнок может получить без участия учителя. До сих пор все наши школьники ориентированы на получение информации из текста и далее на разъяснение всего, что непонятно, учителем. И этот подход себя оправдывает. Со старшими классами больше методов работы на уроке. Им можно начитать лекцию, можно дать практические задания. Но практическое задание без теоретического описания невозможно.
Система практических работ была всегда, однако она совершенно не соотносима с сезонами года и с темами. Например, изучение почв приходится на февраль. Очевидно, что зимой изучать данную тему на практике невозможно. К сожалению, практическая составляющая сейчас сведена к нулю. Юридически очень сложно оформить выезд учеников на природу за пределы школы так, чтобы не нарушить какую-либо инструкцию.
В России есть центры эколого- и географо-практического образования, готовые принимать учащихся. Но их крайне мало. Это частные центры, которые не получают финансирования от государства. Соответственно, далеко не каждый родитель может оплатить подобный выезд ребёнка на практику.
Среди прочих проблем – непонимание родителями необходимости географического образования. Для детей родители являются авторитетом в вопросе выбора будущей профессии.
Также остро стоит вопрос нехватки актуальных карт. Отсутствуют отраслевые карты России. Возможно, нет информации, либо дело в специфике карт и вопросах бизнеса. Не знаю, как для регионов, но для Москвы это  актуальный момент.
Обидно, что современные ученики не узнают о достопримечательностях, красотах своей страны. Идёт сокращение программы. Раньше, например, на изучение Байкала отводился один час. В настоящее время данной теме посвящён один абзац. Большинство детей даже не представляют, что можно увидеть в России, считая, что всё самое интересное находится за границей.
Объём информации и количество выделенных на её усвоение часов несовместимы, интерес к географии падает, но при этом требования к учителю остаются на прежнем уровне. Абсурдная ситуация!

Михеев Владимир Вениаминович, учитель географии Визигинской средней школы Сысольского района, Республика Коми, лауреат премии «Лучший сельский учитель»:
- Если говорить собственно о предмете, то труднее всего с экономической географией. Так, у нас в республике, как и практически по всей стране, мало что осталось от планирования, от территориально-производственных комплексов. А что есть? Частные добывающие компании: «Лукойл» (нефть), «Финлеском» (лес), «Боксит Тимана» (бокситы) и так далее. Получается, что изучать приходится не географию, а бизнес.

Группа учителей из Московской области:
- Главные проблемы – слабость материально-технической базы и нехватка финансирования. Так, в рамках регионального компонента школьной программы подготовлен региональный учебник географии Московской области «Родное Подмосковье». Но на его издание попросту нет денег, и нам приходится передавать его детям на электронных носителях.
Для современного географического образования также типично несоответствие атласов и учебников. О том, что в программах обучения необходимо покончить с элементарным беспорядком, говорили многие участники съезда.
Ещё одна проблема – тоже не уникально подмосковная. Это сохранение в 6 классе (когда начинается изучение предмета) всего одного урока географии. Рекомендовано выделять и второй час – на региональный компонент, но местные органы власти или администрация школы чаще всего отдают его другим предметам.

Булгакова Любовь Михайловна, учитель географии МОУ «Гимназия № 6» города Губкина Белгородской области:
- Одна из основных проблем – это отсутствие единого стандарта в учебно-методическом комплексе. На сегодняшний день появилось много линий учебников. Мы, учителя, теряемся – что выбрать. Современные учебники к тому же содержат немало устаревшей информации.
Другая проблема – сокращение количества часов на школьную географию, в базисном учебном плане школы 1 час географии в 6 классе и 2 часа – в 7 классе. Отсюда не только падение значимости предмета в школе, но и утрата интереса к географии среди учащихся и их родителей.
А  ЕГЭ по географии? Идет натаскивание на решение задач. При этом отсутствует неотъемлемая часть преподавания географии – практикум. Возможности совершить дальнюю поездку с учащимися у учителя географии нет, а ведь географ должен в полевых условиях познавать нашу планету. Разве с нашей зарплатой это возможно? А какой интерес у учащихся развивают экспедиции, походы!
Мы, учителя, стараемся  своими силами преодолевать эти трудности. Конечно, очень хочется работать без проблем. Но пока увы!

По данным сайта РГО (www.rgo.ru)

поделиться
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30